Главная

Программа муниципального общеобразовательного учреждения

 «Лицей №124» на 2006-2010 г.

 

Содержание

 

1.     Введение (краткая аннотация Программы развития)…………….

2.     Информационная справка ………………………………………….

3.     Проблемно-ориентированный анализ  …………………………….

4.     Концепция развития лицея  ………………………………………..

5.     План действия по реализации Программы  ……………………….

6.     Ресурсное обеспечение Программы  ……………………………..

7.     Критерии реализации Программы  ……………………………….

8.     Приложения  ……………………………………………………….

 

3.  ВВЕДЕНИЕ (краткая аннотация Программы развития).

В 1993 году творческим коллективом  лицея была разработана Программа развития на 1993-2005 годы, которая была успешно реализована. Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная  Правительством Российской Федерации, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. В связи с этим возникла необходимость в разработке новой Программы развития лицея.

Программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №124» на 2006-2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные  цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии.

В процессе реализации  Программы в рамках деятельности лицея предполагается развитие модели многопрофильного лицея на основе информационных технологий, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия  и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

·       личность участников образовательного процесса (педагогических работников, учащихся, родителей), их самооценка и развитие;

·       гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.

3.  ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Лицей создан 1 сентября 1991 года. Лицей является заведением особого типа для учащихся 7-11 классов, имеющих наклонности к физико-математическим дисциплинам, инженерно-технической и социально-экономической деятельности.

Лицей сотрудничает с базовыми вузами: Алтайским государственным техническим университетом им. И. И. Ползунова, Барнаульским государственным педагогическим университетом, Алтайским государственным университетом, а также с другими вузами.

Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

2 ступень – основное общее образование, 7-9 классы, 9 классов-комплектов;

3 ступень – среднее (полное) общее образование , 10-11 классы, 10 классов-комплектов.

В 7-9 классах ведется предпрофильная подготовка по технологическому и социально-экономическому направлениям.

С 10 класса вводится профильная подготовка по техническому, физико-математическому и социально-экономическому направлениям.

3.1.     Режим работы лицея.

Лицей работает в режиме шестидневной недели с одним выходным днем в одну смену. Продолжительность урока – 40 минут, продолжительность перемен 10 и 20 минут.

Средняя наполняемость классов – 20,6 человек.

3.2.     Характеристика педагогических кадров лицея на 2004-2005 учебный год.

Всего педагогических работников – 43

Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РФ» - 1;

награждены знаком «Отличник народного просвещения» и др. – 8;

имеют правительственные награды (ордена, медали) – 3;

имеют высшую квалификационную категорию – 39;

являются обладателями «Гранта Сороса» - 8.

Всего специалистов вузов – 30.

Работают учителями – 20,  научными консультантами – 4;

доктора наук – 5, кандидаты наук – 18.

Средний возраст учителей – 42 года.

По стажу работы:

от 1 до 5 лет – 1 человек, от 5 до 10 лет  - 2 человека,

от 10 до 20 лет – 9 человек, свыше 20 лет - 31 человек.

По степени креативности выделяются группы:

Ведут научно-методическую и опытно-экспериментальную работу – 36 учителей.

Работают по откорректированным программам в рамках базисного учебного плана – 18 учителей.

Разрабатывают новые формы урока при осуществлении личностно-ориентированного подхода– 38 учителей.

Работают по традиционной методике – 3 учителя.

Применяют новые технологии обучения – 28 учителей.

Работают по авторским программам – 7 учителей.

3.3.     Состояние материально-технической базы.

В лицее имеются залы: спортивный, тренажерный, актовый, лекционный, зал по профориентации учащихся, зал детской организации  «Малая академия наук»; спортивная площадка, тир, столовая на 150 мест, медицинский кабинет; учебно-производственные участки: механический, токарный, фрезерный, швейный, теплица; кабинет психологической службы; 5 компьютерных классов, кабинеты: физики - 4,  химии - 1, биологии - 1, математики - 5, хореографии - 1, русского языка и литературы - 3, истории и обществознания - 1, географии - 1, иностранного языка - 3, ОБЖ - 1; медиацентр, включающий: лекционный зал (видеозал), библиотеку с общим фондом – 13218 экземпляров, универсальный компьютерный класс и информационно-методический кабинет; пришкольный участок.

3.4.     Характеристика контингента учащихся (2004-2005 учебный год).

Всего учащихся -392

Классов -19

Мальчиков – 233 (59,4% от общего числа)

Девочек      – 159 (40,6% отобщего числа)

Анализ состояния здоровья учащихся:

физическое развитие (в % от общего числа)

высокий уровень – 158 (38%)

средний уровень – 225 (53.8%)

низкий уровень   – 9 (2,2%)

Группы здоровья:                                  Группы физической культуры:

I   – 2 (0,5%)                                              основная  - 221 (59,1%)

II  – 335 (85,6%)                                        подготовительная – 114 (27,5%)

III – 58 (13,9%)                                          спец. медгруппа  - 46 (11%)

За последние 5 лет работы наблюдается устойчивая положительная динамика показателей состояния здоровья учащихся. По результатам медицинского осмотра за три последних года получены следующие показатели:

 

Заболевания

Учебный год

2002-2003 уч.г

2003-2004 уч.г

2004-2005 уч.г

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1. Снижение зрения

90

22

90

22,6

90

22,6

2. Заболевания ЖКТ

31

7,7

29

7,3

20

4,8

3. Сердечно-сосудистые

     заболевания

8

2,0

7

1,8

2

0,5

4. Нарушение осанки

58

14,5

53

13,3

55

14,2

5. Хирургическая патология

34

8,5

30

7,5

13

3,1

6. Респираторно-вирусные

    заболевания

132

33

127

31,9

94

24

3.5.     Характеристика социума.

Лицей расположен в непосредственной близости с Алтайским государственным институтом  культуры, детской музыкальной школой №5. В  лицее обучаются дети из районов города и края.

Социальный состав семей различен: рабочие, служащие, предприниматели;

cемьи с преобладающими конфликтными отношениями – 29 (7% от общего числа учащихся);

неполные семьи - 90 (22,9%);

    малообеспеченные - 52 (13,3%)

    многодетные - 18 (4,6%)

3.6.     Характеристика внеурочной воспитательной работы.

Занятость учащихся в кружках, секциях, клубах за последние 3 года составила:

 

Показатели

 

Учебный год

2002-2003 уч.год

2003-2004 уч. гол

2004-2005 уч.год

Кол-во

%

охвата

Кол-во

%

охвата

Кол-во

%

охвата

в кружках,

секциях

и клубах лицея

325

81

326

81,9

310

79

вне лицея:

65

16,2

68

17,1

157

40

всего:

390

97,2

394

99

386

98,4

 

В лицее 100% учащихся питаются организованно.

В 1997 году в лицее создана детская организация «Малая академия наук»

 

Активисты детской организации

 

Объект анализа

Учебный год

2002-2003

уч.год

2003-2004

уч. год

2004-2005

уч.год

1. Всего членов детской организации «Малая академия наук»

401

398

392

2. В том числе:

    - президиум

    - менеджеры центров

    - актив центров

 

3

8

40

 

3

8

40

 

3

8

50

3. Именные стипендиаты детской организации

14

24

36

4. Являются членами Совета лицея

5

5

5

5. Итого активистов:

 % от общего числа учащихся:

191

47,6

177

43,2

190

48,5

 

Уровень воспитанности учащихся лицея

 

 

Уровень воспитанности

Учебный год

2002-2003 уч.г.

2003-2004 уч.г.

2004-2005 уч.г.

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

оптимальный

80

20

103

26

118

30

достаточный

168

42

187

47

196

50

средний

141

35

99

25

71

18

низкий

12

3

9

2

7

2

 

Соблюдение учащимися правил техники безопасности и правил дорожного    движения

 

Показатели

Учебный год

2002-2003

уч.год

2003-2004

уч. год

2004-2005

уч.год

Получили травмы

нет

нет

нет

Нарушили правила дорожного движения

нет

нет

нет

 

 

Результаты профилактической работы по предупреждению правонарушений

 

Показатели

Учебный год

2002-2003

уч.год

2003-2004

уч. год

2004-2005

уч.год

Безнадзорных учащихся

нет

нет

нет

правонарушенй

нет

нет

нет

На учете в КДН

нет

нет

нет

3.7.     Результаты учебно-воспитательной работы.

Показатель

Годы

2002-2003

2003-2004

2004-2005

1) качество знаний

70%

71,8%

71,5%

2) успеваемость

100%

100%

100%

3) награждение медалями:

    золото

    серебро

17

5

12

11

2

9

19

8

11

4) итоги выпускных экзаменов за курс средней школы (традиционная форма), % качества

98

98,8

97,7

5) итоги сдачи экзаменов в форме ЕГЭ, % качества (при 100% успеваемости)

    математика

    физика

    русский язык

 

 

 

98

92

94

 

 

 

99

85

90

 

 

 

98,9

97

94

6) поступили в вузы

100%

100%

100%

7) заняли призовые места в олимпиадах, конкурсах, конференциях из них:

районные

городские

краевые

всероссийские

международные

101

 

 

74

8

11

7

1

115

 

 

80

16

9

10

-

137

 

 

92

35

6

3

1

 

4.  ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Главная цель проблемного анализа видится в том, чтобы выявить противоречия, проблемы, вскрыть их причины.

Рассмотрим один из аспектов деятельности лицея – его конечный результат: уровень знания, воспитанность, развитие лицеистов, их здоровье, готовность к самостоятельной деятельности и творчеству.

3.1.     Анализ результатов Программы развития лицея на 1993-2005 годы.

Любая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть», и «тем, что требуется». В ходе подведения итогов развития лицея, анализ начинаем вести с результатов в соответствии с их прогнозированием.

3.1.1. Прогнозируемые результаты:

·            Учить каждого учащегося по самому высокому стандарту, выбирая методы и содержание образования.

·            Развивать способности учащихся, помочь им реализовать индивидуальные и творческие запросы, интересы и склонности к выбранным профилям.

·            Развитие личности, рефлексия и мышление педагога  важней, чем его технологическая подготовка.

·            Реализовать три идеи: идею пространства профессионального роста и пробы, идею педагогических команд (творческие группы, кафедры и т.д.), идею приоритетных задач.

3.1.2. Результаты учебно-воспитательной работы в целом вызывают     удовлетворение.

За последние годы заметен рост качества знаний лицеистов, о чем говорят результаты поступления выпускников лицея в высшие учебные заведения, результаты экзаменов в 9-х и 11-х классах, а также итоги олимпиад и научно-практических конференций. По результатам сдачи ЕГЭ в 2003-2004 учебном году лицей занял II место, а в 2004-2005 учебном году – I место в городе.

Активно ведется работа по обучению учащихся здоровому образу жизни, по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Реализуется программа работы с одаренными детьми.

Положено начало широкому внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных технологий.

Учителя лицея широко используют в практике преподавания новые формы организации учебного процесса, направленные на развитие и личностный рост учащихся.

Отработана структура и содержание лицейского профильного обучения по техническому, физико-математическому и социально-экономическому направлениям.

Разработаны программы и учебно-методические комплексы по профильным дисциплинам, обеспечивающие повышенный уровень обучения.

В лицее успешно развивается система воспитательной работы.

В лицее нет правонарушений, отсутствует детский травматизм.

3.2.     Анализ результатов по основным направлениям работы лицея.

3.1.1. Профильное обучение.

Профильное обучение в лицее осуществляется со дня его основания.

Задачи профильного обучения:

·            приобретение учащимися профессиональных знаний и умений в соответствии с выбранным профилем обучения,  расширение их кругозора в данной профессии при поступлении в вузы;

·            качественная подготовка по профилирующим предметам, привитие навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ведущих специалистов вузов.

Для учащихся 7-9 классов и других школ города в лицее ведется предпрофильная подготовка по блокам:

·            информационно-компьютерные технологии;

·            моделирование и конструирование одежды (для девочек);

·            основы выбора профессии;

·            основы экономики;

·            технология машиностроения (для мальчиков).

На этих занятиях учащиеся знакомятся с профессиями и их классификациями, требованиями профессии к человеку. Специалисты из городского профцентра проводят психолого-педагогическое тестирование, дают советы по профессиональному самовоспитанию школьников. Занятия каждого блока заканчиваются экскурсиями на промышленные предприятия и учреждения города.

В соответствии с концепцией лицея определены направления профильного обучения учащихся 10-11 кл.

Направления

Профили

Техническое

-       технология автоматизированных производств;

-       технология пищевых производств;

-       автоматика и ЭВТ;

-       программирование.

Физико-математическое

-       прикладная физика и математика

Социально-экономическое

-       экономика и предпринимательство

Для реализации поставленных задач в области профильного обучения заключены договоры о взаимном сотрудничестве с базовыми вузами и ведущими кафедрами Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (11 кафедр, 7 факультетов), Алтайского государственного университета (физико-технический факультет – 2 кафедры), Барнаульского государственного педагогического университета (физический факультет – 2 кафедры).

Совместно с профилирующими кафедрами, учебными отделами вузов и учителями лицея разработаны специализированные программы по профилям обучения учащихся 10-11 классов.

Так по профилю «Автоматика и ЭВТ» разработан учебно-методический комплекс, включающий авторскую рецензированную программу, учебно-методические пособия для учителя и учащихся, электронные учебники, графические редакторы электрических схем, электронные стенды, обучающие и контролирующие тесты, модели физических процессов. Разработана и внедрена в практику автоматизированная обучающая система (аос), представляющая собой модель автоматизированного производственного технологического процесса.

30  высококвалифицированных специалистов из числа профессорско-преподавательского состава вузов ведут занятия по профилям, проводят индивидуальную работу с учащимися, являются научными консультантами.

Учащиеся 10-х классов после окончания учебных занятий проходят летнюю практику по всем направлениям на базе лабораторий, учебных мастерских вузов, в учреждениях и на промышленных предприятиях.

С целью выявления интересов и склонностей учащихся в связи с переходом на обучение по профилям в лицее по каждому профилю разработаны профессиограммы, которые оформлены на стендах в зале по профориентации.

Такая целенаправленная работа по профильному обучению дает положительные результаты. Повышаются качественные показатели знаний учащихся и результаты поступления в вузы. За последние годы, процент поступления выпускников лицея в вузы составил 100%, в том числе в базовые – 95%. За высокие результаты качественной подготовки абитуриентов решением Ученого совета АлтГТУ лицею выдан Сертификат доверия на три года, который дает право всем выпускникам лицея поступать на конкурсной основе с оценкой аттестата по соответствующему предмету в АлтГТУ.

Вместе с тем мы видим ряд проблем, требующих решения в процессе реализации настоящей программы:

·       не всегда осознанный выбор профиля со стороны ученика и несогласованность с желанием родителей;

·       противоречия базового и профильного образования, которые приводят к перегрузке учащихся;

·       недостаточная корректировка программ по профилирующим предметам с учетом профиля обучения.

Из вышеизложенного вытекает основная задача Программы развития лицея на 2006-2010 годы: развитие модели профильного лицея на основе требований Концепции модернизации Российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации 29.12.2001 г. и Концепции профильного обучения, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации 18.07.2002.

3.1.2. Охрана и укрепление здоровья детей.

Работа всех подразделений лицея базируется на понимании образования и здоровья детей как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Сохранение адаптационного потенциала учащихся подросткового возраста в рамках, не ведущих к снижению здоровья, возможно путем использования комплекса медико-физиологических и социально-психологических подходов. К этому и стремится социально-психологическая служба лицея и коллектив в целом.

C 1999 года в лицее ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Здоровьесберегающая модель образовательного процесса в лицее на основе личностно-ориентированного обучения».  Целью проводимой работы является создание модели образования, обеспечивающей усвоение лицеистами повышенного образовательного стандарта, развитие творческих способностей и самоактуализацию личности учащихся при сохранении физического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

В рамках опытно-экспериментальной работы проводится целый комплекс мероприятий по направлениям:

·       диагностическое (определение интегративных показателей здоровья учащихся, организация мониторинговой системы здоровья детей, отслеживание ежегодной динамики здоровья детей, определение состояния психического компонента здоровья учителей);

·       профилактико-коррекционное (организация рекреационный и релаксационных зон, проведение психокоррекционных занятий с учащимися и учителями, валеологическое обоснование расписания занятий и умственной нагрузки учащихся, соблюдение требований СанПиНа при организации учебно-воспитательной работы; использование на уроках физических упражнений и методов общения, повышающих двигательную активность и снимающих позотоническое утомление, элементов аутотренинга, музыкотерапии, психотерапевтической технологии обучения; организация рационального питания)

·       консультационно-просветительские (организация валеологического лектория для родителей, проведение валеологических и методических семинаров для учителей, включение валеологической тематики в классные часы, проведение уроков и дней здоровья, включение валеологического материала в содержание учебного процесса на уроках, организация «Уголка здоровья» по проблемам валеологии, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).

В лицее разработана программа курса «Психология». Программа курса нацелена на развитие гуманистического мировоззрения, психологической, валеологической, нравственной культуры и социальной компетентности учащихся.

В методике проведения уроков сочетаются психологические и педагогические формы и методы работы с учащимися: психологические игры, элементы изотерапии, творческие проекты, психологическое тестирование.

В ходе такой целенаправленной работы были получены практические результаты: стабильная динамика уровня здоровья лицеистов. Повышенный уровень комфортности учащихся, созданы условия для самореализации учащихся и учителей, достигнуты высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности учащихся (см. информациооную справку, п.     )

В 2004 году материалы по реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе были представлены на городской конкурс «Здоровье юных барнаульцев» в номинации «Школа Здоровья». В этом же году центр «Динамика жизни» вручил лицею благодарственное письмо за помощь в проведении проекта «Школа без наркотиков» и Сертификат «Территория свободная от наркотиков».

В 2005 году лицей занял I место в городском конкурсе уголков здоровья в номинации «Уголок для всех целевых аудиторий».

Ежегодно в лицее проводится работа: анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, анкетирование родителей и учащихся по проблемам здоровья детей. В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских  и педагогических мероприятий.

Конкретная цель: восстановление утраченных резервов здоровья.

Практика показывает, что решить проблему детского здоровья одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы берет на себя лицей.

В целом в лицее прослеживается положительная динамика здоровья учащихся, однако существует ряд проблем, затрудняющих поддержку здоровья учащихся на достаточном уровне:

·            ежегодно контингент лицея обновляется на 25% за счет комплектациии пяти новых классов ( двух 7-х классов, по одному – 8,9,10 классов);

·            усвоение учащимися повышенного (лицейского) образовательного стандарта;

·            ограниченные возможности в укреплении УМБ физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Вторая задача Программы развития : укрепление здоровья учащихся путем реализации программы «Здоровье», разработанной в лицее в 2001 году.

3.1.3. Творчество

В лицее сложилась четкая система работы с одаренными детьми по развитию их индивидуальных творческих способностей. Это подтверждается высокими результатами олимпиад, смотров, конкурсов, научно-практических конференций. (см. Информационную справку, п.2.7.)

Учителя лицея владеют необходимыми знаниями о закономерностях мышления, памяти внимания, воображения, о характере и темпераменте, о приемах и методах работы с одаренными детьми, о творческих способностях и возможностях их развития. Педагоги используют активные методы обучения, которые создают творческую, способную к поиску личность, при этом они обязаны обеспечить сохранность  и укрепление здоровья обучаемых.

В лицее мы выделяем следующие основные этапы выявления одаренных детей и развития их творческих способностей:

·            Развитие творческих способностей учащихся на уроках.
На всех ступенях обучения в лицее реализуем концепцию уровневой дифференциации.

·            Развитие творческих способностей в системе  внеурочной работы в лицее (индивидуальная и групповая работа, кружки, студии, НОУ,ИГЗ).

·            Развитие творческих способностей в системе внешкольной работы: расширение числа предметных олимпиад, поиск других форм интеллектуальных соревнований (турниры, математические и физические бои, научно-практические конференции), создание научного общества учащихся «Малая академия наук», организация летних школ ведущими университетами и академическими институтами страны.

·            Установление постоянной связи лицея с детскими учреждениями дополнительного образования (станции и клубы «Юных техников»), участие в программах Будущее Алтая», «Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников», Российская открытая конференция «Юность науки», Российская конференция «Старт в науку».

В лицее для работы с одаренными детьми создана специальная система учебно-методического обеспечения по программе «Одаренный ребенок», разработаны учебные программы для индивидуального обучения талантливых лицеистов, для кружков, секций НОУ, факультативов, задания для заочных школ, банки оригинальных задач для проведения интеллектуальных соревнований, материалы для проведения учащимися творческих исследований и выполнения экспериментальных заданий.

В связи с усилением в лицее процессов дифференциации и индивидуализации обучения с одной стороны, и с широким распространением новых информационных технологий с другой, весьма актуальным стал в лицее вопрос  выбора таких методов обучения школьников, которые максимально способствовали бы раскрытию их внутреннего потенциала и были бы направлены на формирование умений и навыков, связанных с наукоемкими технологиями.

В целях организации деятельности педагогов лицея по всестороннему развитию учащихся, творческому сотрудничеству всех участников образовательного процесса в лицее создан центр дополнительного образования.

Деятельность центра удовлетворяет условиям организации в лицее проектной, поисковой и исследовательской деятельности школьников.

Вместе с тем имеются проблемы в организации работы с одаренными детьми:

·            привлечение высококвалифицированных специалистов вузов для работы с одаренными детьми и оплата их труда;

·            подготовка учителей к освоению новых технологий, в том числе информационно-коммуникативных;

·            разработка индивидуальных программ творческого развития лицеистов

·            развитие творческих способностей одаренных детей старших классов в условиях профильного лицея.

Третья задача Программы развития лицея: развитие индивидуальных творческих способностей учащихся путем реализации программы «Творчество», разработанной в лицее в 2001 году.

3.1.4. Информатизация учебно-воспитательного процесса

С 1993 года в лицее функционирует локальная компьютерная сеть, которая ежегодно расширяется и включает в себя к началу  2005 учебного года 70 компьютеров. К  сети подключены компьютеры администрации лицея, два кабинета информатики, профильная лаборатория автоматики и ЭВТ, профильный кабинет программирования и медиацентр. Для управления локальной сетью установлены 4 связанных друг с другом сервера, которые позволяют входить в сеть и работать со своими материалами всем учителям и учащимся лицея из любого кабинета и с любого компьютера сети.

На основном сервере хранятся все методические материалы учителей, презентации совещаний, фотографии учащихся и учителей, материалы для стендов, творческие отчеты учителей,  видеоматериалы о текущих событиях и праздниках лицея. Кроме того, в сети создана база данных по всем учащимся и учителям лицея, сформирована база данных по всему документообороту лицея, который за последние 2 года составил около 2000 документов в компьютерном варианте.

Для организации учебного процесса и индивидуальной работы с учащимися имеются пакеты прикладных программ, электронные справочники и учебники, графические редакторы, тесты, физические и математические модели, презентации и дифференцированные задания. Более 200 информационно-методических материалов подготовлено учащимися и учителями. По профилю «Программирование» имеется 30 презентаций, 25 текстовых документов и около 40 вариантов заданий ие редакторы, тесты, физические и математические модели, презентации и дифференцированные задания. вочникпо всем темам курса. По профилю «Автоматика и ЭВТ» имеется полный набор электронных учебников, графических редакторов, моделей стендов, обучающих программ и тестов, обеспечивающих изучение всех тем на компьютерах вместе с проведением итоговой аттестации.

В плане освоения новых информационных технологий важной составной частью сети является медиацентр, созданный в 2004-2005 учебном году за счет привлеченных средств.

В Медиацентр входят:

·        Библиотека, предназначенная для хранения библиотечного фонда, учета и выдачи необходимой литературы с использованием электронных каталогов, организации работы с книгой, организации тематических выставок.

·        Лекционный зал (зал групповой работы учащихся) для проведения видеоуроков, лекций, бесед, конференций, встреч, семинаров, тематических внеклассных мероприятий.

·        Зал индивидуальной и групповой работы учащихся (компьютерный зал), который предназначен для:

- поиска необходимой информации с использованием базы данных локальной сети лицея, электронной почты и Интернета;

- проведения  бинарных уроков, видеоуроков, индивидуальных  и   групповых   занятий   с   использованием   информационных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов, проведения библиотечных уроков.

·        Информационно-методический кабинет для индивидуальной работы учителей, в котором производится:

- систематизация   и   хранение   методической   литературы   и   информационных ресурсов (видеотека, фонотека, диатека, CD-диски);

- использование компьютерных технологий в организации учебно-воспитательного процесса, планировании и отслеживании результатов работы лицея, подготовка к  урокам  и  внеклассным  мероприятиям;

-подбор  обучающих  и контролирующих программ и тестов, просмотр видеофильмов с использованием видеокомплектов и компьютеров;

- подготовка печатных материалов и публикаций с использованием ксерокса, сканера, принтера;

- помощь учителям лицея в освоении новых информационных компьютерных технологий.

Работа медиацентра организована таким образом, что информация в электронном виде  из локальной сети лицея может быть выдана на любой  компьютер и телевизор медиацентра.  Все учителя лицея имеют возможность выполнять подготовку методических материалов для уроков и заказывать их копии на ксероксе или выполнять их печать на его принтерах.

В медиацентре разрабатываются средства, позволяющие автоматизировать библиотечные процессы: работу с каталогами, поиск информации по авторам, темам, содержанию, поиск информации, содержащийся на CD-дисках, видеокассетах. Организован полный учет всех проведенных мероприятий, уроков и всех расходных материалов.

За 2,5 месяца  в медиацентре выполнено около 360 заказов – 4000 страниц на печатные материалы для учителей.

 В его залах проведено около 100 бинарных уроков, 180 часов индивидуальных групповых занятий, около 250 посещений учителями информационно-методического кабинета, организована практика студентов 5-го курса специальности «информатика и математика» БГПУ. На базе медиацентра проведены 12 крупных мероприятий, среди которых:

·        Презентации медиацентра для директоров школ и зав. библиотеками школ Ленинского района.

·         Семинар для руководителей школ края, организованный по просьбе кафедры психологии управления БГПУ по проблемам профильного обучения и модульных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом по конечным результатам.

·         Всероссийская научно-практическая конференция: «Актуальные проблемы модернизации  математического образования», организованная БГПУ с посещением лицея и проведением на базе медиацентра открытого урока по математике c применением компьютеров.

·        Открытый урок на конкурс  для учителей Ленинского района по английскому языку на компьютерах.

·        Районная олимпиада по математике (170 чел.).

·        Районная олимпиада по информатике (30 чел.).

·        Литературно-поэтические вечера с применением видеотехники и др.

В практику работы учителей все больше входят бинарные уроки в компьютерных классах по различным предметам, проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися во внеурочное время.

Занятия по профильным предметам (программирование, автоматика и ЭВТ, экономика и предпринимательство и др.) проводятся только с использованием новых информационных технологий.

Лицей стал опорным центром по информатике для школ района. На базе лицея проводятся семинары, конкурсы и научно-практические конференции для учащихся.

По итогам смотр-конкурса медиацентр лицея занял 1 место в крае среди городских школ и 1 место в крае в номинации «Навигатор».

 Однако существует ряд проблем, которые затрудняют внедрение в практику учебно-воспитательного процесса новых информационных технологий:

·        Доступ  в Интернет ограничен из-за отсутствия высокоскоростной связи;

·        Из-за недостаточного финансирования  у лицея нет возможности в приобретении современной мультимедийной компьютерной техники (в сети около 30 компьютеров на базе Pentium I).

Применение новых информационных технологий рассматривается в лицее как стратегическое направление, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной среды.

В связи с этим четвертой задачей Программы развития лицея является: интеграция обучения по всем учебным дисциплинам на основе широкого внедрения в учебный процесс новых информационно-коммуникативных технологий, что  в  дальнейшем позволит реализовать индивидуальное и дистанционное обучение.

3.3.     Анализ внеурочной воспитательной работы.

В лицее сложилась своя система воспитательной работы. В лицее работают различные кружки: библиотечный, стрелковый, моделирования и конструирования одежды, психологический; спортивные секции: баскетбольная, волейбольная, силовая гимнастика, легкая атлетика, вокальная студия «Цветные сны», социальный театр «Veritas»; театр танца «Остров сокровищ», литературный театр; экологический клуб «Роса», географический клуб в рамках краеведения «География родного города», а также: факультативы, научные общества учащихся (НОУ), курсы по выбору, с общим охватом 79%.

Проводятся лицейские олимпиады, научно-практические конференции, спортивные мероприятия, встречи с учеными, дни открытых дверей в базовые вузы, тематические вечера, предметные декады, экскурсии в НИИ и вузы.

Большую роль в творческом развитии учащихся имеет детская организация «Малая академия наук», созданная в 19997 году. Работа детской организации по направлениям: научно-исследовательское, информационно-аналитическое, профориентационное, нравственно-этическое, эстетическое, экологическое, спортивно-массовое, историко-краеведческое.

Детскую организацию возглавляет президиум и совет менеджеров центров, педагогическое руководство осуществляется педагогами координаторами.

Такая система организации воспитательной работы дает положительные результаты: высокий уровень активности и воспитанности учащихся, отсутствие травм и правонарушений, нарушений правил дорожного движения.

Основной проблемой в организации внеклассной работы является ограниченное финансирование на развитие материальной базы физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий.

3.4.     В лицее сложилась четкая структура управления учебно-воспитательным процессом.

Администрация лицея создает необходимые условия для развития творческого потенциала учителей и учащихся, решает вопросы материально-технического обеспечения УВП, охрана жизни и здоровья детей, внедрения инновационных программ и методов стимулирования работников лицея.

В управлении и организации учебно-воспитательного процесса в лицее достойное место занимают общественные органы самоуправления: Совет лицея, Попечительский совет, Педагогический совет, учебно-методический совет, родительский комитет, презилиум и совет менеджеров центров детской организации «Малая академия наук»

В целях создания оптимальных условий для формирования творческой личности старшеклассника в условиях профильного лицея на основе системного анализа и планирования учебно-воспитательного процесса, системного контроля за ходом и результатом УВП в лицее разработана и внедрена в практику работы с 2001-2002 учебного года рецензированная модульная программа управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам (на 105 страницах).

Программа состоит из восьми законченных модулей (подпрограмм):

здоровье; образование; воспитание, развитие; творчество; ориентир; кадры; родители, общественность; учебно-материальная база.

Все модули состоят из блоков: цели и задачи; содержание работы; информация; контроль, регулирование, коррекция; план-сетка.

Цели и задачи направлены на создание надлежащих условий для достижения оптимального уровня обучения и воспитания учащихся.

В содержательном блоке прописан алгоритм действий для достижения главной цели Программы.

Информационный блок содержит перечень стандартной текущей информации по результатам учебно-воспитательного процесса.

В блоке «Контроль, регулирование, коррекция» прописана система контроля за ходом выполнения Программы.

По всем блокам указаны сроки,  ответственные исполнители и формы подведения итогов выполнения Программы.

К модульной программе разработан мониторинг конечных результатов, (на 48 страницах), который наглядно представляет в динамике по годам уровень достижения педагогического коллектива по основным показателям работы.

Модульная Программа и мониторинг имеют электронную версию и
доступны для всех педагогических работников лицея.

Кроме того модульные технологии планирования и организации УВП внедрены в практику работы кафедр, МО, кураторов классов.

Такая система планирования и организации УВП позволила достичь высоких результатов в работе педагогического коллектива лицея.

В лицее сложился творчески работающий коллектив педагогов-профессионалов, успешно осваивающих новые технологии обучения и активно участвующих в инновационных процессах.

Это позволило организовать на базе лицея ресурсные методические центры по различным направлениям для школ района, города, края:

·         Районный базовый пункт для проведения ЕГЭ;

·        Районный ресурсный методический центр для проведения олимпиад и научно-практических конференций по математике, физике и информатике; методических семинаров для учителей района;

·        Городской ресурсный центр БГПУ для проведения конференций, семинаров, практического обучения студентов (математика, информатика, социальная педагогика);

·        Краевой ресурсный методический центр АКИПКРО для проведения семинаров, мастер-классов по математике;

·        Ресурсный центр дополнительного образования «Грани» для проведения региональных математических боев;

·        Ресурсный центр БГПУ ППРО для проведения конференций и методических семинаров.

·        Районный ресурсный центр для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов школ района.

На основе проблемно-ориентированного анализа состояния лицея делаем общий вывод: лицей имеет все возможности и предпосылки для дальнейшей модернизации структуры и содержания образования в виде многопрофильного лицея, направленной на повышение качества образования, сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей с высоким уровнем информационной культуры.

         Результаты учебно-воспитательной работы педпгогического коллектива могли быть более значимы при выделении необходимых денежных ресурсов на развитие приоритетных направлений лицея:

Охрану и укрепление здоровья детей:

·        модернизацию системы освещения кабинетов;

·        приобретение спортинвентаря и оборудования;

·        приобретение мебели для лабораторий и кабинетов, медиацентра;

·        монтаж охранной сигнализации;

·        приобретение мебели и оборудования для медицинского кабинета,
уголков и зон релаксации;

Внедрение информационных технологий в практику профильного обучения, в организацию учебно-воспитательного процесса и управления:

·        преобразование «Интернет-класса» в медиацентр лицея, организа­ция высокоскоростной связи для доступа в Интернет;

·        модернизация компьютерной локальной сети и компьютеров;

·        приобретение многопроцессорного сервера, новых мониторов,
множительной техники, мультимедийных проекторов.     

Повышение качества образования, развитие индивидуальных творческих способностей детей:

·        приобретение учебных пособий и оборудования, учебников и учеб­но-методической литературы;

·        приобретение пакетов программ, электронных пособий, комплектов оборудования для видеомонтажа и оцифровки звука;

·         приобретение мини-типографии.

 

Идеология концепции

МОУ «Лицей № 124»

 

5.  Концепция развития лицея

5.1.     Общие функции лицея.

1)    Организация образовательного процесса с целью достижения учащимися высоких академических стандартов образования, эффективно сочетающих общеобразовательную и допрофессиональную подготовку;

2)    организация профильного образования, позволяющего продолжить получение образования на соответствующих факультетах образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования;

3)    формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях науки, к сознательному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

4)    формирование умений оценки явлений и процессов окружающей жизни, самооценки, собственных убеждений и поступков.

4.2. Миссия лицея заключается в создании условий для выявления и развития способностей каждого ученика, в формировании духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профилирующим предметам; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.

Основа моделирования эффективной системы образования – новая функция лицея. Эта функция определяется местом знания в современных и будущих технологических переменах в экономике и обществе. Лицей из ведомого учреждения превращается в ведущее, формируется индустрия знаний.

4.3. Главная цель концепции лицея: формирование творческой личности старшеклассника в условиях профильного лицея.

Для реализации этой цели необходимо выделить следующие задачи:

·       развитее модели многопрофильного лицея на основе информационно-коммуникативных технологий;

·       укрепление здоровья учащихся путем реализации программы «Здоровье», разработанной в лицее в 2001 году;

·       развитие индивидуальных творческих способностей учащихся путем реализации программы «Творчество», разработанной в лицее в 2001 году;

·       внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

В итоге должны быть обеспечены:

·       усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и профильного обучения в старших классах;

·       профессиональная ориентация с целью продолжения образования в вузе;

·       социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

 

4.4. Организация учебно-воспитательного процесса.

Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 3 года), 7-9 классы;

 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года), 10-11 классы.

 Вторая ступень образования создает условия для воспитания, становления и формирования личности учащихся, для развития их склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению, обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования.

На этом этапе начинается дифференциация содержания образования. В дополнение к образовательным предметам, определенным государственным стандартом, вводятся новые учебные предметы, факультативные курсы, различные формы внеклассных занятий, а также предметы по выбору, предметы предпрофильного обучения по технологическому и социально-экономическому направлениям, ориентированные на более полное развитие способностей учащихся.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Третья ступень образования является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения и применения основ научно-исследовательской деятельности.

На этой ступени образования вводится профильное обучение по техническому, физико-математическому, социально-экономическому направлениям и углубленной подготовки по физике и математике. Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Для развития индивидуальных интеллектуальных творческих способностей учащихся лицей предоставляет дополнительные образовательные услуги по: естественно-научному, научно-техническому, социально-педагогичес­кому, физкультурно-спортивному, военно-патриотическому, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому направлениям.

Лицей организуется в составе 7-11 классов, активно сотрудничает и ведет систематическую подготовку по профилям для поступления в базовые вузы: Алтайский государственный технический университет, Барнаульский государственный педагогический университет и Алтайский государственный университет.

Лицей вместе с базовыми вузами образует единый учебно-воспитательный комплекс «Лицей-вуз», главной задачей которого является формирование интеллектуальной творческой личности старшеклассника (см. идеологию концепции)

Отношения лицея с вузами и виды специализации определяются договорами о сотрудничестве.

Лицей работает по индивидуальному плану и программам (см. приложение) и предоставляет учащимся оптимальные возможности для получения полноценного  (полного) среднего образования.

В лицее создаются необходимые условия для развития устойчивых познавательных интересов и индивидуальных творческих способностей учащихся, формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию, навыков научной и творческой работы.

Наряду с традиционной классно-урочной системой обучения используется цикло-блочная и предметно-урочная на основе уровневой дифференциации и личностно-ориентированного подхода.

Традиционную организацию обучения заменяет новая информационная технология, обладающая интеллектуальными компонентами.

Новые технологии обучения определяют и новую роль лицея, изменение роли учителя (контролирующая, организаторская, исследовательская и др.)

Информационные технологии делают по-новому актуальной индивидуальную форму обучения.

Лицей – профессиональное, компетентное учреждение, открытое переменам, технологическим и дидактическим инновациям.

Статус лицея требует от учителя творческой, научно-экспериментальной, высоко эффективной и результативной работы, направленной на повышение научно-теоретического уровня и профессионального мастерства педагогов.

Воспитательная работа в лицее проводится через детскую организацию «Малая академия наук» по  направлениям: научно-исследовательское, информационно-аналитическое, профориентационное, нравственно-этическое, эстетическое, экологическое, спортивно-оздоровительное, историко-краеведческое.

Основные формы проведения:

·       работа в рамках научного общества учащихся секций НОУ, творческих лабораторий, групп по интересам, кружков, курсов по выбору;

·       организация и проведение: предметных олимпиад, предметных декад, тематических вечеров, встреч с учеными, экскурсий в НИИ, ВУЗы, дней открытых дверей в базовых вузах.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление лицейских традиций, чему способствуют праздники: «Посвящение в лицеисты», «Осенний бал», «Последний звонок», встречи с выпускниками, туристические слеты, новогодние праздники и др.

Конечным результатом этой деятельности учащихся выступает «Модель выпускника лицея», способного к реализации своего творческого потенциала в исследовательской деятельности и самоутверждению в культурном социуме.

Выпускник профильной школы должен:

-       обладать достаточным объемом знаний, умений и навыков во всех образовательных областях;

-       иметь высокий уровень подготовки по профильным предметам;

-       быть профессионально ориентирован;

-       уметь ориентироваться в потоке информации;

-       быть социально адаптированным к жизни в современном обществе;

-       иметь хорошее физическое и психическое здоровье.

Разработанный мониторинг воспитательной деятельности позволяет получать информацию о развитии ученического коллектива и отдельного лицеиста, помогает своевременно скорректировать педагогические задачи и помочь учащимся лицея самореализоваться, определить свои жизненные приоритеты.

4.5. Организация профильного обучения.

Профильное обучение в лицее рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать  интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Реализация концепции профильного лицея направлена на достижение следующих целей:                      

·       более глубокого изучения учащимися отдельных предметов, входящих в про­грамму полного общего образования;

·       подготовки выпускников  к освоению про­грамм высшего профессионального образования;

·       повышения адаптивной способности выпускников лицея к современным рыночным условиям;

·       дифференциации содержания обу­чения старшеклассников в соответ­ствии с их интересами и возможнос­тями и построения на ее основе гиб­ких индивидуальных образовательных программ.

Новая система организации профильного обучения в лицее предполагает следующие изменения:

В системе набора учащихся профиль­ных классов:

·       введение элементов образователь­ного маркетинга;

·       проведение зачисления в десятый класс, особенно в случае наличия кон­курса, с учетом оценки содержимого «портфолио».

В целях и содержании общего про­фильного образования:

·       ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, новые стан­дарты;

·       переход в содержании образования на компетентностный подход;

·       переход на преподавание предме­тов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов;

·       обучение учащихся способам осу­ществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т. д.);

·       обучение школьников способам и средствам самопознания, профиль­ного и профессионального самоопре­деления.

В педагогической системе в целом:

·       переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуаль­ным учебным планам, к дистанционному обучению, очно-заочному, экстернату.

В планировании учебного процесса:

·       разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения;

·       разработка и введение индивиду­ального учебного плана;

·       введение программы элективных профильных курсов;

·       переход   к   блочно-модульному принципу   планирования   учебного процесса;

·       составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть про­фильного обучения.

В технологии обучения:

·        переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особеннос­ти и потребности учащихся старшего возраста;

·       личностно ориентированный харак­тер обучения, вариативность, предо­ставление учащимся права выбора;

·       увеличение объема самостоятельной работы, повышение ответственности
лицеистов за результаты обучения;

·       использование информационно-коммуникативных технологий, метода
проектов и исследовательского мето­да обучения;

В системе контроля и оценки знаний учащихся:

·       введение содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответству­ющих новым целям и программам профильного обучения;

·       развитие у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности;

·       переход от оценки учителя к аутен­тичному   оцениванию   с   помощью «портфолио».

В содержании методической работы учителя:

·       освоение содержания новых УМК;

·       освоение методов реализации компетентностного подхода;

·       разработка нового варианта темати­ческого и поурочного планирования;

·       освоение методов разработки про­грамм элективных курсов;

·       освоение новых педагогических тех­нологий, в том числе информационно-коммуникативных.

4.6.  Информатизация учебно - воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея:

Реализация концепции информатизации направлена на достижение следующей цели: формирование и развитие единой образовательной среды как стратегического направления в работе лицея.

Использование современных информационных технологий в лицее способствует созданию:

-     технической среды ( вид используемых технических средств);

-     программной  среды (набор программных средств);

-     предметной среды (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

-     методической (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

Задачи информатизации в лицее:

·       интеграция обучения по всем учебным дисциплинам и профильным предметам;

·       повышение информационной культуры педагогов и учащихся;

·       пересмотр методов и методики преподавания с учетом широкого использования новых информационных технологий;

·       реализация индивидуального и дистанционного обучения;

·       использование ИКТ  метода проектов и исследовательского метода;

·       автоматизация процессов управления.

4.7. Развитие творческих способностей учащихся.

Реализация концепции развития творческих способностей учащихся направлена на достижение следующих целей:

·       Создание условий для развитие индивидуальных и творческих способностей, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию;

·       Создание условий для реализации творческих запросов, формирование навыков научно-исследовательской работы на основе индивидуального плана;

·       Выявление и развитие доминирующих способностей учащихся;

·       Обеспечение психологической готовности педагогического коллектива к необходимости создания новой модели профильного лицея.

Направления развития индивидуальных интеллектуальных, творческих способностей детей:

·       Развитие творческих способностей учащихся на уроках.
На всех ступенях обучения в лицее реализуем концепцию уровневой дифференциации.

·       Развитие творческих способностей в системе  внеурочной работы в лицее (индивидуальная и групповая работа, кружки, студии, НОУ,ИГЗ).

·       Развитие творческих способностей в системе внешкольной работы: расширение числа предметных олимпиад, поиск других форм интеллектуальных соревнований (турниры, математические и физические бои, научно-практические конференции), создание научного общества учащихся «Малая академия наук», организация летних школ ведущими университетами и академическими институтами страны.

·       Установление постоянной связи лицея с детскими учреждениями дополнительного образования (станции и клубы «Юных техников»), участие в программах «Будущее Алтая», «Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников», Российская открытая конференция «Юность науки», Российская конференция «Старт в науку».

4.8. Управляющая система лицея.

Реализация концепции управляющей системы лицея направлена на достижение следующих целей:

·       Внедрение информационных технологий в практику профильной подготовки, организацию учебно-воспитательного процесса и управления;

·       развитие связей и организация обмена информацией с органами управления образования, школами новых типов, высшими учебными заведениями;

·       совершенствование системы компьютерного мониторинга всего учебно-воспитательного процесса;

·       создание новой модели профильного лицея для формирования интеллектуальной творческой личности старшеклассника.

Управление лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами общественного самоуправления являются: Совет лицея, Попечительский совет, Педагогический совет, Учебно-методический совет, Родительский комитет, Президиум детской организации «Малая академия наук», Совет менеджеров детской организации, Советы центров детской организации.

Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган - Совет лицея, в который входят учащиеся, родители и работники лицея.

К функции Совета лицея относятся:

·       утверждение годового плана развития лицея, определение общих направлений экономического и социального развития лицея;

·       планирование расходов внебюджетных средств на развитие лицея, определение дополнительных источников финансирования;

·       отчет директора лицея о рациональном расходовании внебюджетных средств на деятельность лицея;

·       разработка Устава лицея, изменений и дополнений к нему;

·       утверждение планов работы комитетов Совета лицея (ученического, родительского, учительского), осуществление контроля за их деятельностью;

·       утверждение плана подготовки лицея к новому учебному году.

Попечительский совет является добровольным объединением благотворителей, созданным для содействия внебюджетному финансированию лицея и оказания ему организационной, консультативной и иной помощи.

Попечительский совет содействует организации и совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, улучшению условий труда и оплаты педагогических и других работников лицея, совершенствованию материально-технической базы лицея.

Для решения учебно-воспитательных вопросов созывается Педагогический совет лицея - коллегиальный орган, объединяющий всех педагогических работников лицея.

Педагогический совет разрабатывает программу обучения детей в лицее, обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования:

·       определяет формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся;

·       принимает решение о переводе в следующий класс учащихся, освоивших в полном объеме образовательные программы;

·       утверждает тематику и план научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогических работников.

·       рассматривает вопросы учебной, воспитательной и методической работы;

·       утверждает учебный план, учебные программы по углублённому изучению предметов и специальных курсов;

·       утверждает образовательные программы, разработанные   работниками лицея с учётом государственных образовательных стандартов.

Учебно-методический совет лицея:

·       обсуждает и производит выбор учебных планов, программ, учебников, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации в соответствии с государственным образовательным стандартом;

·       обсуждает вопросы организации и деятельности кафедр и методических объединений ;

·       организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению опыта;

·       проводит опытно-экспериментальную работу, определяет направления взаимодействия лицея с высшими учебными заведениями,  творческими союзами;

·       обсуждает вопросы организации научного общества учащихся.

В качестве общественных организаций в лицее действуют классные и родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и лицея в деле обучения и воспитания детей, оказывают помощь в определении и защите социально не защищенных обучающихся.

В лицее создана ученическая организация «Малая академия наук». Детскую организацию возглавляет президиум: президент, вице-президент, пресс-секретарь. Президиум избирается лицеистами.

Планирование и управление учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе модульных и информационных технологий.

 


6.  Основные мероприятия из плана действий по реалзации программы развития
                                                                          на 2006-2010 годы

Основные направления

Что?

Действия

 

Как?

Условия

 

Какие?

Сроки

 

Когда?

Ответственные исполнители

Кто?

1

2

3

4

5

1.    Охрана здоровья детей.

·       Оздоровление предметно-пространственной среды.

-       Оборудование рекреационных и релаксационных зон;

 

-       приобретение спортинвентаря и оборудования;

 

-       замена освещения на люминесцент­ное в компьютерных классах;

-       монтаж охранной сигнализации;

-       приобретение мебели для лабораторий и кабинетов медиацентра;

-       приобретение мебели и оборудования для медиацентра лицея.

2006г.

 

 

2006г.

 

 

2006г.

 

 

2006г.

 

 

2006г

 

 

2006г

 

Директор, зав. кафедрой валеологии.

Директор, учителя физкультуры.

Зам. директора по АХР.

 

Зам. директора по АХР.

 

Зам. директора по АХР.,руководитель медиацентра

 

2.    Реализация моде-ли многопрофильно-го лицея на основе информационно-коммуникативных технологий.

·       Введение в систему набора учащихся в лицей и в систему оценки знаний элементов образовательного маркетинга.

-       Разработка содержания «Портфолио»;

-       разработка диагностических карт.

 

2008г.

 

Зам. директора по НМР.

1

2

3

4

5

 

·       Переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, на основе блочно-модульного принципа планирования.

-       Разработка новых учебно-методических комплексов с учетом реализации компетентностного подхода;

-       разработка нового варианта тематического и блочно-модульного планирования;

-       разработка нового расписания занятий.

2009г.

Директор,

зам. директора по НМР,

зам. директора по УВР, кафедры, методические объединения

·       Внедрение информационных технологий в практику профильного обучения и организацию учебно-воспитательно­го процесса

-       Преобразование «Интернет-класса» в медиацентре лицея, организация высокоскоростной связи для доступа в Интернет;

-       приобретение многопроцессорного сервера, новых мониторов, множительной техники, мультимедийных проекторов;

-       модернизация компьютерной локальной сети и компьютеров.

2006г.

 

 

 

2006г.

 

 

 

2006г.

Директор,

руководитель медиацентра

 

Директор,

руководитель медиацентра

 

Директор,

руководитель медиацентра

3.                Интеграция обучения по всем учебным и профиль­ным предметам с учетом широкого внедрения в учебный процесс ИКТ.

·       Повышение качества образования на основе реализации индивидуального и дистанционного обучения.

-       Разработка психолого-педагогических карт, учебных планов и программ индивидуального развития;

-       привлечение высококвалифицированных специалистов вузов для индивидуальной работы с учащимися;

2010г.

Зам. директора по НМР, руководители медиацентра и центра дополнительного образования, педагоги-психологи.

1

2

3

4

5

 

 

-       приобретение учебных пособий и оборудования, учебников и учебно-методической литературы;

-       приобретение пакетов программ, электронных пособий, комплектов оборудования для видеомонтажа;

-       приобретение мини-типографии.

2006г.

 

 

 

2006г.

 

 

 

2006г.

Зам. директора по УВР, зав. библиотекой,

кафедры, МО.

Руководитель медиацентра.

 

Директор, руководитель медиацентра

 

·       Организация проектной, поисковой и исследователь­ской деятельности в рамках центра дополнительного образования.

-       Освоение новых методов на основе информационно-коммуникативных технологий, исследователь­ско­го метода и метода проектов.

2009г.

Зам. директора по НМР, руководители медиацентра и центра дополнительного образования, кафедры и МО

4. Совершенствова-ние системы управления  учебно-воспитательным процессом на основе внедрения ИКТ.

·       Внедрение в практику управления модульных и информационно-коммуникативных технологий.

-       Освоение всеми педагогическими работниками лицея разработанной технологии управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам на основе мониторинга;

-       пополнение базы данных образовательного процесса об участниках УВП, текущей информации и конечных результатах.

 

 

 

 

2007г.

 

 

 

 

2006-2010гг.

Зам.директора по НМР, зав. кафедрами, руководитель медиацентра, руководители МО.

 

Зам. директора по НМР, руководитель медиацентра


7.  Ресурсное обеспечение программы развития лицея

1.     Нормативно-правовое:

·       подготовка документов, комплексно-целевых программ, положений, приказов, обеспечивающих создание новой модели лицея;

·       внесение изменений в Устав (при необходимости);

·       подготовка локальных актов (или корректировка).

2.     Кадровое:

Современное профильное обучение может состояться только при условии наличия необходимых квалифицированных кадров. Необходимо следующее:

·       подготовка и переподготовка учителей лицея с целью совершенствования мастерства педагогов в использовании информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

·       подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;

·       курсовая переподготовка учителей лицея.

3.     Финансовое:

·       составление сметы по внебюджетным доходам с расчетом на функционирование и развитие лицея в объеме 70% ./ 30%;

·       активное привлечение добровольных пожертвований, спонсорской помощи;

·       организация системы дополнительных платных услуг.

4.     Мотивационное:

·       совершенствование системы стимулирования результативной деятельности учителей;

·       проведение агитационной работы среди учеников, родителей и учителей о необходимости и значимости преобразований в лицее.

5.     Научно-методическое:

·       создание фонда научно-методических материалов, позволяющих обеспечить качественное обучение по предметам, по выполнению государственных программ по предметам;

·       разработка пакета сопровождающих учебно-методических материалов по каждому предмету учебного плана

-      программы

-      тематического планирования

-      графика учебного процесса.

·       разработка программы и планов опытно-экспериментальной и научно-методической работы учителей лицея;

·       разработка рекомендаций по работе с индивидуальными картами развития учащихся;

·       разработка комплексной модульной программы управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам.

6.     Организационное:

·       создание условий для реализации программы «Здоровье»;

·       создание условий для реализации комплексной модульной программы управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам;

·       создание условий для работы с индивидуальными картами развития.

7.     Материально-техническое по приоритетным направлениям:

Охрана и укрепление здоровья детей

·       модернизация системы освещения кабинетов;

·       приобретение спортинвентаря и оборудования;

·       приобретение мебели для лабораторий и кабинетов, медиацентра, уголков и зон релаксации, медицинского кабинета.

Внедрение информационных технологий в практику профильного обучения, в организацию учебно-воспитательного процесса и управления:

·        преобразование компьютерного класса медиацентра лицея в «Интернет-класс», организация высокоскоростной связи для доступа в Интернет;

·       модернизация компьютерной локальной сети;

·       приобретение многопроцессорного сервера, новых мониторов, множительной техники, мультимедийных проекторов, комплектов оборудования для видеомонтажа и оцифровки звука.

Повышение качества образования, развитие индивидуальных творческих способностей детей:

·       приобретение электронных учебных пособий, пакетов программ, учебно-методических программ, оборудования;

·       приобретение мини-типографии.

Контроль за выполнением программы осуществляет администрация лицея. Анализ выполнения действий по реализации программы проводится ежегодно на итоговом заседании педагогического Совета лицея.

8.  Критерии эффективности развития лицея

Группа критериев, позволяющих проводить анализ собственного опыта развития, направленная на изучение результативности перехода в статус профильного лицея:

·       наличие программы развития с проработанными целями и задачами каждого этапа;

·       уровень научной обоснованности и разработки перспективного учебного плана, органично сочетающего общеобразовательную, профессиональную и профильную подготовку;

·       уровень разработки научно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, дидактические материалы) и его соответствие целям и задачам развития;

·       характер взаимодействия управленческих структур со всеми субъектами педагогического процесса;

·       уровень кадрового и финансово-экономического обеспечения образовательной системы, соответствующей требованиям профильного лицея;

·       профессиональная готовность коллектива к работе в новом режиме: потребность постоянного обновления методического инструментария, стремление к поиску знаний, новых решений педагогических целей и задач; потребность в обновлении содержания образования.

Группа критериев, направленных на оценку результативности педагогического процесса:

·       адекватность системы диагностических средств, направленных на определение уровня развития интересов, склонностей, учебных возможностей, самоопределения лицеистов реальному уровню личностного развития;

·       уровень обученности и воспитанности учащихся;

·       уровень развития творческих возможностей учащихся;

·       уровень сформированности ценностных установок и ориентаций на основе нравственных идеалов;

·       уровень сформированности умений оценки явлений и процессов окружающей жизни, самооценки, собственных убеждений и поступков лицеистами.

Для оценки эффективности профильного обучения используются следующие критерии:

·       повышенный уровень знаний по профильным дисциплинам в соответствии с программой;

·       владение основными методическими знаниями, рациональными способами исследовательской деятельности;

·       ориентация в современных концепциях, теориях, проблемах в области профильных наук;

·       сформированность познавательного интереса;

·       сформированность устойчивого интереса к профильным предметам;

·       сформированность профессиональной направленности.

Критерии эффективности развития позволят последовательно, научно-обоснованно осуществить процесс преобразования и эффективно функционировать в новом профильном лицее.

 

Главная

Hosted by uCoz