Научно-творческая деятельность:

1. Формирование творческой личности

2. Победители олимпиад и НПК за 2010-2011 год

3. Победители олимпиад и НПК за 2009-2010 год

4. Победители олимпиад и НПК за 2008-2009 год

5. Сведения об одаренных учащихся за 2008-2009 год

Анализ работы с одаренными учащимися

Работа с одаренными детьми
   Одним из главных направлений развития современных учебных заведений является общегосударственная региональная программа поиска, диагностики, обучения и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека и обогащение интеллектуального потенциала страны.
   Из всех факторов, влияющих на развитие одаренности, доминирующими являются педагогические.
   В современной педагогике нет адаптивных программ для работы с одаренными детьми. Каждое образовательное учреждение применяет свои формы и методы работы направленные на развитие одаренных детей.
   «Лицей №124» является учебным заведением особого типа для наиболее способных и одаренных учащихся 7 – 11 классов, имеющих наклонности к физико-математическим дисциплинам, инженерно-технической и социально-экономической деятельности.
   Работа педагога в условиях, где практически каждый ребенок способный и одаренный сопряжена с определенными проблемами. В первую очередь выделяются основные, которые приходится решать в процессе учебно-воспитательной и научно-творческой работы:    Решить эти проблемы можно только при наличии системы, состоящей из последовательной деятельности.
   На первоначальном этапе (прием в лицей) администрация совместно с психологом провела диагностику учащихся на уровень интеллекта, внимания, тревожности, памяти. Исследования проводились в несколько этапов. Обработка данных осуществлена на компьютере. Результаты диагностики представлены педагогам на ноябрьском педагогическом совете.
   По данным диагностики были разработаны рекомендации для учителей, кураторов, родителей, детей. На каждого одаренного ребенка составлена программа развития личности с учетом различных факторов (материального положения семьи, интересов, склонностей, особенностей характера и качеств личности, предметов, к которым ребенок проявляет интерес, активности и физических возможностей ребенка).
   При организации учебной деятельности одаренных учащихся были созданы условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся.
   Работая на протяжении тринадцати лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, педагоги лицея убедились в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.
   Личностно-ориентированный подход в обучении предметов позволяет учителям лицея плодотворно сочетать различные инновационные технологии.
   В лицее в течение 13 лет проводится работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, по повышению профессионального мастерства учителей. Решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся, осуществляется профильная подготовка по отдельным предметам.
   В лицее организована научно-исследовательская, экспериментальная работа учителей и лицеистов в рамках региональных, всероссийских и международных программ.
   Работа с одаренными детьми в 2008-2009 учебном году осуществлялась согласно разработанной программе «Творчество». Цель программы:

   Достичь оптимального уровня развития индивидуальных творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
  1. Выявить уровень интеллекта и направленности личности при поступлении в лицей и на данный период обучения.
  2. Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.
  3. Сформировать потребность учащихся к творческому саморазвитию.
  4. Разработать систему психолого-педагогической диагностики и критериев одаренности.
  5. Создать условия для эффективного труда учителя.
  6. Включить учителей в постоянный педагогический поиск новых форм и методов обучения и воспитания.
  7. Вовлечь педагогических работников в научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
Содержание работы:
  1. Выявление индивидуальных способностей развития учащихся в процессе обучения в лицее:
    • диагностика познавательных интересов учащихся с использованием различных методик;
    • педагогические беседы, консультации учащихся и родителей.
  2. Осуществление систематической связи психологов с кураторами, учителями-предметниками.
  3. Развитие индивидуальных научно-творческих способностей учащихся в учебном процессе:
    • выделение повышенного и творческого уровней в графиках учебного процесса по предметам;
    • разработка направлений творческого развития учащихся в учебном процессе по предметам;
    • организация занятий, направленных на развитие индивидуальных научно-творческих способностей учащихся;
    • организация научно-творческой деятельности учащихся в процессе подготовки дипломных выпускных работ по профилям специализации.
  4. Развитие индивидуальных научно-творческих способностей учащихся во внеклассной работе:
    • работа научно-исследовательского центра детской организации лицея «Малая академия наук»;
    • работа в рамках научного общества учащихся предметных секций, творческих лабораторий, групп по интересам, кружков, курсов по выбору;
    • организация и проведение:
         - предметных олимпиад;
         - предметных декад;
         - тематических вечеров;
         - встреч с учеными;
         - экскурсий на предприятия, НИИ, вузы;
         - дней открытых дверей в базовые вузы.
  5. Качественная подготовка учащихся по профилирующим предметам как основа успешного поступления в вузы:
    • организация курсов по выбору, предметных секций НОУ для углубления знаний;
    • организация индивидуальной и творческой деятельности учащихся;
    • обучение по индивидуальным программам творческого развития;
    • индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям;
    • «Модульное» обучение победителей олимпиад и научно-практических конференций.
  6. Формирование конечной цели научно-творческой деятельности учащихся. Организация и проведение:
    • предметных олимпиад;
    • научно-практических конференций;
    • защиты дипломных выпускных работ;
    • творческих отчетов;
    • конкурсов, смотров, соревнований;
    • выставок.
  7. Прогнозирование резервов оптимизации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся и формирование потребности к саморазвитию.
  8. Привлечение профессорско-преподавательского состава базовых вузов для подготовки одаренных учащихся к краевым и Всероссийским олимпиадам, проведения предметных секций, организации индивидуальной научно-творческой деятельности учащихся.
  9. Организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей:
    • разработка и корректировка содержания научно-методической и опытно-экспериментальной работы;
    • разработка и корректировка планов экспериментальной работы;
    • проведение открытых уроков творческих отчетов, организация методических выставок;
    • участие в научно-практических конференциях (городских, зональных, межвузовских, региональных);
    • создание творческих групп по различным направлениям научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы;
    • выступление на заседаниях педагогических советов, методических семинарах;
    • отслеживание процесса и результатов экспериментальной работы.
Новые направления работы по психологическому сопровождению обучения одаренных детей.
  1. Помощь лицеистам в социально-психологической адаптации. ( уроки психологии в 7-8-х классах предполагают вводные темпы по сплочению и толерантности).
  2. Организация в лицее психологической среды, поддерживающей и развивающей идею уникальности каждого ребенка, ценности и значимости его способностей и возможностей. Именно такая психологическая обстановка позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ученика.
  3. Организация специальных условий для разностороннего целостного психологического развития школьников, т.е. мы делаем акцент на развитие всех сторон психологического мира, личности одаренных учеников, не превращая их в стартовую площадку «материальную базу» для развития пусть уникальной, но лишь отдельной грани его индивидуальности.
  4. Оказание школьникам методической, психологической помощи в развитии различных психологических особенностей и свойств, совершенствование своих способностей.
  5. Психопрофилактическая работа.
   В нашем лицее, ориентированном на обучение одаренных детей, важно следить за соблюдением педагогами, администрацией лицея, родителями некоторых психофизиологических возрастных норм, не допускать значительной интеллектуальной, информационной и физиологической перегрузки (в рамках этого направления в лицее осуществляется мониторинг здоровья учащихся).
   В работе с педагогическим коллективом и школьной администрацией наиболее важным представляется:
  1. Оказание психологической профессиональной и личностной поддержки педагогов, помощь в формировании устойчивой самооценки, выработке позиции Учителя (с большой буквы) и Мастера. Развивать одаренность ученика способен только уверенный в себе, личностно-целостный педагог.
  2. Оказание педагогическому коллективу лицея методической помощи в построении психологически адекватных программ обучения, воспитания и развития одаренных детей на различных этапах обучения.
  3. Формирование в лицее определенного социально-психологического климата, построенного на взаимном уважении сотрудничестве педагогического и ученического коллективов (Совет лицея, ученическая организация «Малая Академия наук», старостат, социальный театр), на ценностном отношении к одаренности одних и сподвижничестве других, творческом, новаторском подходе к учебно-воспитательному процессу.
В нашем лицее около 460 учащихся и мы организуем свою работу так, чтобы уделить внимание каждому, обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении.

Преподавание курса «Психология»

   Программа курса нацелена на развитие гуманистического мировоззрения, психологической, валеологической, нравственной культуры и социальной компетентности учащихся.
   В методике проведения уроков сочетаются психологические и педагогические формы и методы работы с учащимися: психологический тренинг, психотехнические игры, элементы изотерапии, творческие проекты, психологическое тестирование. Диагностическая работа
   Разработана программа диагностического миниума, которая включает 21 методику. Проводятся комплексные обследования:     В лицее совместно с педагогами и администрацией в рамках школьного эксперимента по осуществлению личностно-ориентированного подхода в обучении создаются индивидуальные программы обучения и развития особо одаренных учащихся.
   Благодаря усилиям преподавателей лицея и вузов, а также самих учащихся показатели работы в научно-творческой деятельности высоки.
   Учащиеся лицея за 2008-2009 учебный год заняли 196 призовых мест в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня. (Сводная таблица прилагается).
   Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
    Он требует постоянного роста знаний и мастерства педагога, гибкости и творчества.


Hosted by uCoz